вторник, 27 августа 2019 г.

Рецензия "Три мушкетера"


Александр Дюма
«Три мушкетера»



1. Что вы знаете об авторе?

Александр Дюма – всемирно известный писатель-романист, драматург, журналист, являющийся одним из самых читаемых в мире французских литераторов XIX века. К его имени часто добавляют слово «отец», поскольку сына Дюма тоже звали Александром, и он также снискал известность на литературном поприще.

Александр Дюма родился в июле 1802 года в небольшом городке Виллер-Котре в семье известного кавалерийского генерала наполеоновской армии. Свое детство и юность Александр провел в родном городке, получив образование в местном колледже, пополняя багаж знаний чтением различной литературы.

После окончания колледжа Дюма, будучи уже молодым человеком в возрасте двадцати лет, отправился в Париж, где некоторое время служил в канцелярии герцога Орлеанского, а затем заинтересовался театром и решил попробовать себя в качестве драматурга. Юноша не только стал сторонником романтизма – нового направления во французском театральном и литературном искусстве, но и написал несколько драм, поимевших блестящий успех, чем завоевал признание и любовь публики. Среди этих романтических произведений, которыми был заполнен репертуар парижских театров в тридцатые и сороковые годы XIX столетия, находятся драмы «Христина», «Генрих XIII и его двор», «Антони», «Нельская башня» и «Кин».

У Александра Дюма было много любовниц, с которыми он, не считая нужным обременять себя семейными узами, быстро расставался. Одной из них была молодая привлекательная белошвейка Катрин Лабе, на квартиру которой Дюма переехал под предлогом экономии средств. Однако в 1824 году у них родился сын Александр, которого Дюма-отец долгое время скрывал от своей матери. Наконец он «усыновил» своего незаконнорожденного сына, забрал его у Катрин и отдал на воспитание в пансион.

Летом 1830 года во Франции произошла Июльская революция. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри, и выполнял важные поручения генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии.

В 1840 году Александр Дюма решился жениться на актрисе Иде Ферье. К сожалению, брак не был долговечен: супруги расстались через четыре года.

В середине XIX века Александр Дюма начал публиковать в газетах историко-приключенческие романы, благодаря которым он стал всемирно известным и популярным писателем. Наиболее яркими примерами творчества Дюма того этапа являются «Граф Монте-Кристо», трилогия романов «Три мушкетера» («Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»), «Королева Марго», «Мадам де Монсоро», «Две Дианы», «Черный тюльпан».

В 1858 году Дюма отправился в путешествие по России, впечатления от которого легли в основу его пятитомника путевых заметок «Из Парижа в Астрахань» и «Записки учителя фехтования».

Александр Дюма в течение трех лет участвовал в итальянском национально-освободительном движении, а в 1860 году ходил в поход на Сицилию. Во время войны между Австрией и Пруссией, он был военным корреспондентом. В последние годы жизни Писатель находился на грани нищеты и существовал за счет поддержки сына. В 1870 году началась франко-прусская война, которую романист воспринял как личное горе. Зимой того же года у Александра Дюма случился инсульт, после которого он, наполовину парализованный, добрался до дома сына в городе Пюи, где и скончался через несколько месяцев. Сейчас прах Александра Дюма-отца покоится в парижском Пантеоне.

2. Когда и где происходит действие?

Основные события в романе Александра Дюма «Три мушкетера» разворачиваются в XVII веке в разных провинциях и городах Франции. Воскрешая минувшую эпоху, Александр Дюма превращает исторические факты в захватывающие события посредством добавления к ним значительной доли вымысла. Однако, романист не стремится с точностью историка отобразить в своем произведении все крупные исторические сражения и события того времени. Писатель сосредотачивает свой роман на поступках бесстрашных мушкетеров, временами упуская из вида или изменяя некоторые исторические факты.

Повествование первой части произведения начинается в апреле 1625 года в Гаскони, где родился и жил восемнадцать лет д’Артаньян и откуда он, с тремя дарами д’Артаньяна-отца, состоявшими из пятнадцати экю, коня и письма господину де Тревилю, капитану королевских мушкетеров, отправляется в Париж с целью надеть почетный мушкетерский плащ. Через некоторое время странствий юноша все же добирается до Парижа, где, благодаря своей запальчивости, знакомится с тремя мушкетерами: Атосом, Портосом и Арамисом. Дальнейшие события первой части романа разворачиваются именно в Париже и его окрестностях, если, конечно, не брать во внимание, кратковременное путешествие д’Артаньяна в Англию к герцогу Бэкингему.

Действие второй части романа посвящено событиям, связанным с осадой Ла-Рошели – самой укрепленной в то время крепости англичан-гугенотов. Поэтому, не сложно понять, что события в этой части романа разворачиваются преимущественно в трехстах милях от Парижа, недалеко от вышеупомянутого пристанища несчастных, лишенных всяких связей с Англией, «бедных гугенотов, всё преступление которых состоит только в том, что они поют по-французски те самые псалмы, которые католики поют по-латыни».

Периодически место действие романа переносится в Англию, в замок лорда Винтера, где главным действующим лицом становится миледи – молодая и красивая, но коварная и развратная француженка, которая играет очень важную роль в судьбах многих героев романа. В свои двадцать четыре года эта девушка, «этот демон, вырвавшийся из ада», как выразился однажды Атос, который, как оказалось, был ее первым мужем, была заклеймена, разбила несколько сердец и погубила немало жизней, подсылая убийц к каждому, кто вставал у нее на пути. Что же касается лорда Винтера, то он является деверем миледи, то есть братом ее второго мужа.

Действие романа заканчивается примерно там, где оно брало свое начало. Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян возвращаются с годичной осады Ла-Рошели в Париж. Юного гасконца за его ум и храбрость провозглашают лейтенантом мушкетеров, Портос оставляет службу и женится на г-же Кокнар, Арамис принимает монашество «в одном из монастырей Нанси», Атос спустя три года также покидает службу «под предлогом того, что получил наследство в Русильоне».

3. Какой момент – кульминационный?

Особенностью романа Александра Дюма «Три мушкетера» является захватывающий, динамично развивающийся сюжет с множеством «вплетенных» в него второстепенных сюжетных линий, которые, однако, не мешают восприятию и не осложняют чтение произведения. В этом заключается мастерство прославленного романиста, который умело создает уникальные произведения, не отягощая их тексты громоздкими описаниями интерьеров помещений, одежды действующих лиц, но, при всем этом, не скупясь на раскрытие характеров главных героев.

Сюжет романа «Три мушкетера» вращается вокруг истории с алмазными подвесками, которые королева Анна Австрийская подарила герцогу Бэкингему в знак любви, невзирая на то, что украшения эти – дар ее мужа короля Людовика XIII. Д’Артаньян со своими тремя друзьями по просьбе г-жи Бонасье отправляется в небезопасное путешествие в Англию к Бэкингему. Благодаря этой поездке гасконец окончательно завоевал признание и любовь Констанции Бонасье, спас честь королевы и в благодарность за это получил дар в виде кольца с алмазом. Однако именно этим происшествием д’Артаньян нажил себе коварного врага – миледи.

Кульминация романа, хоть она и происходит лишь во второй части произведения, также связана с историей подвесок. Я считаю самым напряженным тот эпизод, когда миледи, которая отравляет несчастную Констанцию и убегает из монастыря камерлиток в Бетюне в маленький ветхий домик на берегу реки Лис, обнаруживается ее преследователями. Четыре друга, лорд Винтер и незнакомец в красном плаще, приведенный Атосом, входят по очереди к ней в комнату, тогда как их слуги охраняют дверь и окно маленького, но ненадежного убежища миледи. При виде мужчин с мрачными и враждебными выражениями на лицах женщина испускает ужасный, нечеловеческий вопль и «простирает руки, словно заклиная это страшное видение». Атос торжественным голосом произносит: «Нам нужна Шарлотта Баксон, которую звали сначала графиней де Ла Фер, а потом леди Винтер, баронессой Шеффилд», на что миледи, вне себя от ужаса, отвечает, что именно ей принадлежат все эти имена. Начинается суд. Не тот суд, который привычен для людей и совершается законными судьями, но тот, что происходит тогда, когда «злодеяния преступницы переполняют меру терпения людей на земле и бога на небе». Все присутствующие в комнате «перед богом и людьми» обвиняют миледи в ее преступлениях и принимают решение, которое полностью решает судьбу женщины: «судьи» единодушно приговаривают ее к смертной казни.

Миледи связывают, сажают в лодку и в сопровождении человека в красном плаще, оказавшегося палачом, переправляют через Лис. «Все прочие остаются на правом берегу и встают на колени». На противоположном берегу миледи все еще пытается сопротивляться и бежать, но, поскользнувшись на мокрой траве, падает на колени, пораженная «суеверной мыслью: она решает, что небо отказывает ей в помощи». Она застывает в том положении, в каком была, «склонив голову и сложив руки». Палач медленно поднимает обе руки, «в лунном свете блестит лезвие его широкого меча». Слышится свист меча и крик жертвы, «затем обезглавленное тело валится под ударом».

Таким образом совершается «правосудие божие» и, вместе с тем, завершается кульминация романа, которую Дюма с таким искусством, свойственном лишь опытному романисту, оттягивал, держа читателя в напряжении на протяжении всего произведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий