вторник, 27 августа 2019 г.

Рецензия "Сверчок за очагом"


Чарльз Диккенс

«Сверчок за очагом» 



1. Объясните смысл названия. 

Произведение Чарльза Диккенса «Сверчок за очагом» - это «сказка о семейном счастье», как характеризует его сам писатель. А что еще, как не затейливая песенка сверчка – духа семейного очага, может лучше показать семейное счастье и создать незабываемое чувство уюта, тепла и спокойствия? Существует даже примета о том, что «когда за очагом заводится сверчок, он обязательно приносит в дом счастье».

У Джона и Мэри Пирибинглов за камином живет сверчок. Мэри – молоденькая жена Джона, которую тот попросту именует ее Крошкой, любит сверчка за то, что он «всегда развлекает ее и веселит весь дом», утешает ее, когда ей грустно и успокаивает, когда – страшно. Девушка как-то сказала мужу: «Наш дом – счастливый дом, Джон, и потому я так люблю сверчка».

Сверчок присутствует и в самом последнем предложении сказки. Именно стрекотанием сверчка автор завершает свое произведение. 


2. Что меня удивило в этом произведении?

В сказке Чарльза Диккенса «Сверчок за очагом» мне кажется удивительным, странным и, в какой-то степени, даже непонятным поведение мистера Теклтона – фабриканта игрушек. «Его зачастую называют «Грубб и Теклтон», ибо так называется его фирма». Он всю жизнь занимается изготовлением детских игрушек, однако сам «презирает» их и «злобно наслаждается, придавая выражения жестокости физиономиям картонных фермеров», глашатаев, заводных старушек и вообще лицам всех своих изделий.

Несмотря на то, что главными героями книги являются Джон и Мэри Пирибинглы, своеобразным «двигателем сюжета» можно назвать мистера Теклтона. Именно он наводит Джона на мысль о неверности его жены Крошки и фактически пытается «запрограммировать» и подтолкнуть возчика на убийство Эдуарда Пламмера, переодетого и загримированного под незнакомца-старика: «Еще минутку. Не применяйте насилия. Это бесполезно и опасно. Вы сильный человек и не успеете оглянуться, как совершите убийство», - давал Теклтон свои ненужные советы Джону, когда они стояли у стены сарая и обсуждали увиденное ими через окно в коридоре. При этом во время чтения книги у меня создалось впечатления, что Теклтон противодействует не Джону и Мэри, а Эдуарду, которого он хочет «убрать со своей дороги» путем влияния на доверчивого возчика. Однако, на тот момент, Эдуарда Пламмера все считали погибшим в «золотой Южной Америке», и никто, кроме Крошки, хранящей тайну, не признал этого красивого юношу, сына Калеба Пламмера, в «глухом старце». Тут же встает вопрос: «Зачем Теклтону убийство «старика»-Эдуарда и для чего он пытается доказать окружающим неверность Крошки Джону?». На это я, к сожалению, не могу найти ответ, по той простой причине, что сам Теклтон собирается жениться на Мэй Филдинг против ее воли, не зная о ее помолвке с Эдуардом и не имея довольно четкого представления о юноше и его существовании вообще.

3. Чем заканчивается сюжет?

Развязка в сказке Диккенса «Сверчок за очагом» происходит в третьей, последней главе-песенке. Крошка остается верна мужу, который, в свою очередь, понимает глупую, допущенную им ошибку. Старик Калеб Пламмер просит прощения у Берты, его слепой дочки, за свою ложь и заново описывает ей окружающий мир, но уже таким, каким он есть на самом деле. Девушка же прощает отца, признается ему в том, что после его раскаяния он стал ей еще ближе и дороже, чем был и, со слезами на невидящих глазах обнимая его, говорит, что она «прозрела». Незнакомец, пришедший однажды ночью в дом Пирибинглов и притворявшийся глухим, снимает с себя маску и парик, открывая лицо Эдуарда Пламмера – молодого сына Калеба, которого считали погибшим. Юноша женится на своей возлюбленной Мэй Филдинг, а мистер Теклтон, вопреки всем ожиданиям, дарит подарки новобрачным и присоединяется к веселой компании счастливых друзей, к их праздничному ужину и танцам.

Автор не забывает упомянуть и сверчка с чайником: «Слушайте, - говорит он. – Как сверчок вторит музыке своим «стрек, стрек, стрек» и как гудит чайник». Однако последней фразой писатель приводит читателей в недоумение, мы начинаем сомневаться в том, что все прочитанное – реальность. Нам кажется, что вся сказка – это сон автора, его фантазия, плод его воображения: комната пустеет, «все расплывается в воздухе», «сверчок поет за очагом, на полу лежит сломанная игрушка… вот и все».

Комментариев нет:

Отправить комментарий